История античного пятиборья
У кого быстрее и выносливее ноги – тот бегун.
У кого хватит силы, чтобы сжать в тисках соперника, - тот борец.
А кто может поразить соперника мощным ударом – тот кулачный боец.
Ну а если, кто мастер во всем – тот участвует в ПЯТИБОРЬЕ.
Так писал Аристотель об атлетах, сотворенных пентатлом. Ведь пентатл – истинная греческая страсть, творец красоты.Греки придумали состязания в пятиборье, чтобы показать всей Древней Элладе лучших и самых разносторонних атлетов. Античное пятиборье, состояло из преодоления поочередно пяти испытаний в течении одного дня: бега на 1 стадий (192м, 25см), прыжков в длину с гальтерами, метания копья, метания диска и борьбы. Впервые было включено в программу древних Олимпиад в 708 году до н. э. Первым победителем в этом виде спорта считается Лампис из Спарты.
Виды состязаний в античном пятиборье
Обыкновенный бег, при котором нужно было пробежать вперегонку 1 стадий. Длина стадия равнялась 600 ступням и из-за разного размера шага отмеряющих варьировалась от 175 до 192, 27 см. Примечательно то, что самый большой стадий был как раз таки в Олимпии – 192м 27см. Это можно отчасти объяснить тем, что по легенде его отмерял сам Геракл Для занятий бегом чаще всего выбирались юноши, которые занимались охотой или были пастухами, поскольку их образ жизни развивал качества, необходимые для бегунов. О прародителе всей атлетики воспевал владыка поэтов и поэт владык Пиндар:
Звезд светлей, чем блещущее солнце,
Не ищи состязаний, достойней песни,
Чем олимпийский бег».
Прыжки в длину
Прыжки древних греков не походили на современные полеты атлетов. Обычно прыгали с возвышенности вдаль без разбега, а только размахивали перед прыжком руками со свинцовыми гирями (гальтерами) для того чтобы придать телу ускорение. Масса гальтер была от 1,6 до 4,6 кг, в зависимости от массы тела. Несколько таких гирь сохранились до наших времен и являются несомненной находкой.
Метание копья
Что касается метания копья, то это искусство изучалось преимущественно для военных целей. Обычно метания включали в себя два вида: на расстояние и в цель. В программу пятиборья входило именно метание на расстояние. Копье было деревянным, длинной в рост человека, заостренным спереди с железным наконечником для смещения центра тяжести и увеличения скорости полета, но более легким, чем копье воина.
Метание диска
Техника метания диска мало чем отличалась от современной. Диском назывался металлический (поначалу каменный) кружок, сплющенный по краям в виде чечевицы, цельный или просверленный посередине диаметром от 17 до 32 см и массой от 1,3 до 6,6 кг. С положением тела, принимаемом при метании, и способом размаха знакомят нас сохранившиеся античные статуи дискоболов. Очевидно, что самой знаменитой в этом ряду является статуя Мирона – «Дискобол». Эта статуя, дошедшая до нас лишь в римской копии, поражает, прежде всего, гармоничностью положения напряженного тела спортсмена. Мирон первым изобразил тело юноши, захваченного в момент движения. Его «Дискобол» замахнулся тяжелым диском, тело изогнуто, напряжено, как готовая вот-вот распрямиться пружина
Борьба
Греческая борьба практически ничем не отличалась от современной греко-римской, хотя и имела свои некоторые особенности. Различали борьбу «стоя» и «нижнюю борьбу». При борьбе «стоя» верх брал тот, кто трижды опрокидывал соперника на землю, а при «нижней борьбе» противник сам признавал себя побежденным. Для увеличения трудности борьбы обнаженные тела борцов смазывались маслом и посыпались мелким песком.
Несомненно, чтобы стать победителем в пятиборье, нужно было искусно владеть настолько разнообразными видами упражнений, что победа, одержанная в пентатле, ценилась в большей степени, чем в других видах состязаний. Победитель этого состязания получал титул «Victor Ludorum». И неудивительно, что сам древнегреческий философ Аристотель так писал об атлетах сотворенных пентатлом: «Наиболее совершенные атлеты, безусловно, занимающиеся пятиборьем, так как в их теле сила и скорость сочетаются в прекрасной гармонии».