Программа развития физической культуры и спорта в Республике Казахстан на 2011 - 2015 годы
Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 ноября 2011 года № 1399
Отраслевая Программа
развития физической культуры и спорта в Республике Казахстан
на 2011 – 2015 годы
1. Паспорт Программы
Наименование |
Отраслевая Программа по развитию физической |
Основание для |
Отраслевая Программа разработана в |
Государственный |
Министерство туризма и спорта Республики |
Цели |
Устойчивое развитие физической культуры и |
Задачи |
Развитие массового спорта. |
Сроки (этапы) |
2011 – 2015 годы |
Целевые |
Увеличение охвата граждан, занимающихся |
Источники и |
Финансирование отраслевой Программы будет |
2. Введение
Отраслевая Программа разработана в целях реализации Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Ќазаќстан» на 2011 – 2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 29 ноября 2010 года № 1113 и в соответствии со Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2020 года, утвержденным Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922.
Отраслевая Программа направлена на формирование здорового образа жизни населения, создание условий для занятий физической культурой и спортом всеми категориями граждан и групп населения, обеспечение населения доступными спортивными сооружениями, совершенствование системы подготовки кадров в области спорта, а также спортивного резерва и спортсменов международного уровня.
3. Анализ текущей ситуации
В течение 2007-2010 годов развитие отрасли в республике основывалось на реализации Государственной программы развития физической культуры и спорта в Республике Казахстан на 2007 – 2011 (далее – Государственная программа), утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 28 декабря 2006 года № 230.
В этот период проводилась работа по совершенствованию нормативной правовой базы отрасли. Были внесены поправки в некоторые законодательные акты по вопросам физической культуры и спорта. Разработаны и утверждены подзаконные нормативные правовые акты.
За этот период наблюдается устойчивая тенденция роста числа занимающихся физической культурой и спортом. Если к началу реализации Государственной программы в 2007 году число занимающихся спортом составляло 2,3 млн. человек (15 %) от населения страны, в 2008 году возросло до 2,35 млн. человек, в 2009 году – 2,4 млн. человек, в 2010 году – 2,8 млн. человек или 17,7 %.
За рубежом массовый спорт в первую очередь является механизмом оздоровления населения, достижения самореализации, самовыражения и развития, а также средством борьбы против асоциальных явлений. Поэтому государства придают вопросам развития массового спорта особую значимость, ставя основной целью вовлечение населения в занятия массовым спортом. Основными характеристиками процессов развития массового спорта являются: повышение роли государства в поддержке массового спорта, а также всех форм организации деятельности в данной сфере, использование массового спорта в профилактических и лечебных мероприятиях, профилактика негативных социальных явлений, использование спорта в нравственном, эстетическом и интеллектуальном развитии молодежи.
Влияние данных процессов привело к росту доходов от:
спортивных зрелищ и сектора спортивных услуг;
увеличения объемов спортивного телерадиовещания;
развития физкультурно-оздоровительной инфраструктуры с учетом потребностей населения;
многообразия форм обслуживания, методов и средств предложения услуг массового спорта.
На сегодняшний день количество проводимых по всей стране спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий возрастает, только в 2010 году проведено свыше 17 тысяч спортивно-массовых мероприятий, в которых приняли участие свыше 3,5 млн. человек.
За прошедший четырехлетний период традиционными стали спартакиады, турниры по видам спорта, соревнования среди спортивных семей «Стартуем вместе», массовые забеги, а также месячник по сдаче Президентских тестов, в каждом из которых принимает участие более 2 млн. человек.
Впервые в 2010 году по всей территории Казахстана одновременно стартовал традиционный международный «Олимпийский день бега», состоялись первые «Юношеские сельские спортивные игры».
Активное развитие получили национальные виды спорта, которыми на сегодняшний день занимаются свыше 166 тысяч человек (в 2009 году - 123 тысячи человек). Этому способствовало проведение ежегодных чемпионатов, республиканских и международных турниров, в том числе первый Чемпионат мира по тогызкумалак, первые Юношеские сельские спортивные игры, чемпионаты мира и Азии по «ќазаќ кїресі», Игры народного спорта на призы Президента Республики Казахстан, открытие в спортивных школах и клубах отделений по национальным видам спорта.
Важным начинанием в развитии сельского спорта стало создание республиканского сельского физкультурно-спортивного общества «Ел Ќайраты».
Введены 3-х часовые занятия по физической культуре в 6769 общеобразовательных школах, что составляет 98 % от их общей численности. В 48 высших учебных заведениях республики открыты спортивные клубы.
В стране действует свыше 24 тысяч спортивных секций, в которых занимаются свыше 538 тысяч детей или 22,0 % от общего числа учащихся общеобразовательных школ (2,5 млн. школьников). В республике действует 1725 спортивных клубов, в том числе 106 детско-юношеских клубов физической подготовки, 530 детских подростковых клубов, 1020 физкультурно-оздоровительных клубов и 113 профессиональных клубов по видам спорта, где занимается 289 тысяч человек.
Необходимо отметить, что за прошедшие три года наметилась динамика роста количества лиц с ограниченными возможностями, привлеченных к занятиям физической культурой и спортом.
В стране более 486 тысяч инвалидов, составляющих 3 % населения, из них 45 % человек не имеют противопоказаний к занятиям спортом. Среди данной категории лиц 13 тысяч человек занимаются физической культурой и спортом, что составляет 6,5 %. (2009 г. – 6,0 %).
Сегодня в республике 127 инвалидов являются действующими мастерами спорта Республики Казахстан по различным видам спорта. В 2010 году 41 человек выполнили нормативы мастера спорта, 24 мастера спорта международного класса.
Ежегодно организуются и проводятся более 70-и спортивно-массовых мероприятий республиканского и международного уровней среди спортсменов-инвалидов, в которых принимают участие более 1,5 тыс. человек.
Следствием развития массового физкультурно-спортивного движения в стране являются высокие достижения отечественных спортсменов на Олимпийских и Азиатских играх, чемпионатах мира и Азии.
На XXIX летних Олимпийских играх 2008 года в Пекине было завоевано 13 олимпийских наград, из них 2 золотых, 4 серебряных и 7 бронзовых, что обеспечило Казахстану 29 общекомандное место в неофициальном зачете.
По общему количеству завоеванных медалей это лучшее достижение за все время выступлений сборной Казахстана, начиная с 1996 года (Атланта, США, 1996 год – 11 медалей; Сидней, Австралия, 2000 г. – 7 медалей; Афины, Греция, 2004 г. – 8 медалей).
В 2010 году казахстанские спортсмены приняли участие на ХХI зимних Олимпийских играх в Ванкувере (Канада). После двенадцатилетнего перерыва на зимней Олимпиаде завоевана серебряная медаль. По итогам выступлений на Олимпиаде в десятку сильнейших спортсменов мира вошли 7 казахстанских атлетов.
Спортсмены страны на чемпионатах мира 2010 года по летним Олимпийским видам спорта завоевали 11 медалей, на чемпионатах Азии 50 медалей, кубках Азии 6 медалей, Евразийских играх 131 медаль.
Впервые в 2010 году молодежная сборная Казахстана приняла участие в 1-х летних Юношеских Олимпийских играх в Сингапуре, по итогам которых завоевано 2 золотых, 2 серебряных, 2 бронзовых медали, обеспечив 24-ое место из 204 стран участниц с количеством 3 500 спортсменов.
По итогам выступлений на 7-х зимних Азиатских играх 2011 года сборная Казахстана завоевала 32 золотых, 21 серебряных и 17 бронзовых наград, заняв первое место и установив рекорд Азиатских игр.
Благодаря предпринятым мерам, обеспечена последовательная и системная работа по подготовке спортсменов во всех областных центрах и городах Астане и Алматы.
На сегодняшний день функционируют 17 центров подготовки олимпийского резерва, в которых повышают спортивное мастерство 1265 спортсменов, 8 республиканских специализированных центров олимпийской подготовки, в которых повышают спортивное мастерство 984 спортсмена и 95 % спортсменов центра входят в основной, молодежный или юношеский составы национальных сборных команд Казахстана.
За период 2007 – 2010 годы были приняты меры по совершенствованию физического воспитания детей школьного возраста.
В период реализации государственной программы на 2007 – 2011 годы в республике создано 16 детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ).
На сегодняшний день в 423 ДЮСШ занимаются свыше 240 тысяч детей или 10,0 % от общего количества учащихся.
Кроме того, создано 11 региональных школ-интернатов для одаренных в спорте детей, где обучаются 3003 перспективных учащихся и 4 республиканских - с общим охватом 1191 человек.
Отмечается положительная тенденция в развитии инфраструктуры спорта.
Количество спортивных сооружений в 2010 году по всей республике превысило 31 тысячу единиц, из них 1717 находятся в частной собственности, 20166 единиц приходится на сельскую местность. По сравнению с 2009 годом число всех объектов увеличилось на 936 единиц, на 721 в сельской местности и на 690 число объектов, находящихся в частной собственности.
Для успешного проведения Азиатских игр 2011 года были построены и реконструированы уникальные спортивные объекты, такие как, крытый футбольный стадион, конькобежный стадион, республиканский велотрек, Дворец спорта «Казахстан» с раскаточным катком, международный комплекс лыжных трамплинов К-95 и К-125, лыжный и биатлонный стадион в Солдатском ущелье Талгарского района Алматинской области, Дворец спорта и культуры имени Балуана Шолака, высокогорная спортивная база «Шымбулак», высокогорный спортивный каток «Медео».
Важным вопросом развития физической культуры и спорта является подготовка кадров для отрасли.
В настоящее время в республике подготовкой специалистов в отрасли спорта занимаются 17 высших учебных заведений, из них осуществляющих профессиональную деятельность по повышению квалификации тренерско-преподавательского состава одно высшее заведение – Казахская Академия спорта и туризма.
В отрасли работают 8 748 штатных тренеров по видам спорта, потребность в тренерских кадрах на сегодняшний день составляет 20 – 30 % в каждом регионе.
В целом развития физической культуры и спорта в республике дала положительный эффект на социально-экономическое и общественно-политическое развитие страны.
Вовлечение населения в занятия массовым спортом привело к росту числа занимающихся физической культурой и спортом. Проведение 7-х зимних Азиатских игр укрепил имидж и конкурентоспособности казахстанского спорта на международной спортивной арене.
3.1. Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз
в отрасли физической культуры и спорта
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Законодательная и нормативно-правовая |
Практически вся инфраструктура расположена в |
Возможности |
Угрозы |
Использование спортивных объектов |
Неэффективное использование инфраструктуры |
Вместе с тем, анализ показывает, что физическая культура и спорт для большинства казахстанцев все еще не стали их личной ценностью и не находят должного места в их образе жизни.
Причинами низкого уровня здоровья населения являются недостаточная информированность, грамотность и мотивация населения в вопросах ведения здорового образа жизни и профилактики болезней.
Необходимо создать правовые условия для позитивного интенсивного развития массового спорта, детско-юношеского и профессионального спорта в стране, поскольку реализуемая сегодня модель сведения всех мер государства в этой области преимущественно к распределению денег по потребителям уже давно исчерпала себя.
За годы независимости Республики Казахстан создана правовая база в области физической культуры и спорта.
Были приняты законы Республики Казахстан «О физической культуре и спорте» в 1999 году и «О ратификации Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте» в 2009 году.
Однако, действующее регулирование спорта на уровне законодательных актов не носит всеохватного характера, не регулирует всей полноты общественных отношений в данной сфере. Есть существенный перекос в сторону превалирования декларативных норм над правовыми механизмами, существует множество правовых пробелов в сфере спорта. Так, недостаточно регламентированы вопросы оснащения спортивным оборудованием и инвентарем.
Для развития физической культуры и спорта, широкого вовлечения населения в сферу физкультурно-спортивной деятельности необходимо соответствующее материально-техническое обеспечение.
Несмотря на то, что наблюдается устойчивая тенденция роста инфраструктуры спорта, в основном, остается недостаточным количество спортивных сооружений по республике, особенно в сельской местности. В 7000 селах и поселках 20166 сооружений, из них 13134, т.е. 65,1 % составляют плоскостные сооружения (открытые спортивные площадки), и лишь 3 % (307 единиц) крытые спортивные комплексы, в густонаселенных районах сельской местности Актюбинской, Восточно-Казахстанской и Жамбылской областей вообще отсутствуют спортивные комплексы.
Из имеющихся по всей стране свыше 7 тысяч спортивных залов - 90 % относятся к общеобразовательным школам, при этом, они недостаточно оснащены спортивным инвентарем и не соответствуют имеющимся техническим эксплуатационным требованиям. По данным органов управления физической культуры и спорта, до 40 % спортивных залов и площадок требуют текущего или капитального ремонта.
Кроме того, в республике ощутим недостаток в специализированных спортивных сооружениях, таких как, плавательные бассейны, стрельбища, легкоатлетические манежы, велотреки, лыжные базы, гребные каналы.
На достижении высоких спортивных результатов и развитии в целом гребных видов спорта сказывается отсутствие в стране специализированных гребных баз. Этот вид спорта является одним из медалеемких видов спорта, так как на Олимпийских, Азиатских играх разыгрываются до 16 комплектов медалей. В Южно-Казахстанской области существует Бадамское водохранилище, которое имеет все предпосылки для строительства гребной базы. Имеющиеся благоприятные климатические условия позволят проводить учебно-тренировочный процесс, а также республиканские и международные соревнования круглогодично.
По некоторым видам спорта в республике отсутствуют современные технически оснащенные базы для подготовки спортсменов к Олимпийским играм и другим крупнейшим международным соревнованиям.
В этой связи, отсутствие собственных учебно-тренировочных баз в республиканских центрах олимпийской подготовки не позволяет в полной мере осуществлять учебно-тренировочную, спортивно-методическую деятельность по подготовке спортсменов сборных команд Республики Казахстан к международным соревнованиям. В данной ситуации, бюджетные спортивные организации вынуждены обеспечивать отечественных спортсменов и спортивные команды длительными учебно-тренировочными сборами за рубежом. Кроме того, казахстанские команды не имеют возможности приглашать в нашу страну на подобные учебно-тренировочные процессы зарубежных конкурентоспособных спортсменов и специалистов.
Еще одной из требующих решения проблем является вопрос физического воспитания детей и учащейся молодежи.
В республике проживает свыше 1 млн. детей дошкольного и более 2,4 млн. школьного возраста. Материальная база дошкольных учреждений и учреждений общего среднего образования требует дальнейшего развития, обновления и оснащения спортивным оборудованием, необходимым для выполнения программы физического воспитания учащихся в полном объеме.
Для занятий физической культурой 73,2 % общеобразовательных школ имеют спортивные залы. Из 1156 детских дошкольных учреждений только 765 или 66,3 % располагают спортивными залами, 32 плавательными бассейнами, вследствие чего охват учащихся деятельностью спортивных секций в общеобразовательных школах составляет не более 22 %.
Изучение международного опыта по данному вопросу свидетельствует, что во многих зарубежных странах развитие физической культуры и спорта детей и молодежи занимает значимое место.
К примеру, в США школьный, студенческий и массовый спорт целиком является прерогативой местной власти. Основную долю расходов на детско-юношеский и студенческий спорт несут местные бюджеты в Канаде, Франции, Италии, Финляндии и ряде других стран. В Финляндии и Норвегии 80 % отчислений на спорт направляется на строительство спортивных объектов для всеобщего пользования и на развитие детского и юношеского спорта. У нас же распределение обратное: 80 % идет на команды мастеров и лишь 20 % на детский спорт. Между тем, спортивная система страны должна создаваться именно с упором на детский спорт.
Серьезные проблемы имеются в организации физкультурно-оздоровительной работы в учреждениях, организациях и по месту жительства населения. Под предлогом экономической нецелесообразности организации отказываются от содержания спортивных и оздоровительных объектов, сокращают специалистов физической культуры и спорта.
На сегодняшний день по всей стране работают только 530 детских подростковых клуба, утерян опыт деятельности ведомственных спортивных обществ, повышается стоимость физкультурно-оздоровительных услуг. Анализ показал, что широким слоям молодежи спортивно-оздоровительные услуги не доступны из-за высоких цен.
На наш взгляд, необходимо создание общественных организаций по опыту Европы.
Например, в Финляндии функционирует спортивная организация, объединяющая 54 спортивных союза, 18 территориальных органов, 4335 спортивных клубов и 1,1 млн. членов.
В Швеции работа по линии программы «Спорт для всех» осуществляется в основном Шведским гимнастическим союзом, в котором насчитывается около 360 тыс. официально зарегистрированных членов, принадлежащих более чем к 2 тысячам клубам. В секциях общей гимнастики занимается более 225 тыс. человек.
Большего внимания в обществе требуют инвалиды, а также люди пенсионного возраста. Для организации физкультурно-оздоровительной работы с ними не хватает специально подготовленных кадров, научно-обоснованных рекомендаций и методических разработок, широкой разъяснительно-пропагандистской работы по привлечению этих категорий населения к активным занятиям физическими упражнениями.
В стране имеется ряд проблем, сдерживающих развитие физической культуры и спорта среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и социально незащищенными слоями общества, в частности:
отсутствие специализированных или адаптированных спортивных сооружений, оборудования, инвентаря и др.;
отсутствие доступа к существующим физкультурно-оздоровительным и спортивным объектам лицам с ограниченными возможностями;
отсутствие системы оздоровительных и спортивных организаций инвалидов;
обеспечение выпуска специальных вспомогательных средств для инвалидов, занимающихся физической культурой и спортом;
организация подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов для физкультурно-реабилитационной и спортивной работы с инвалидами.
Проблемным вопросом остается кадровое обеспечение отрасли. Анализ состояния данного вопроса показывает, слабо развита система повышения квалификации и переподготовки кадров отрасли, научная база физической культуры и спорта высших достижений.
Основополагающим в подготовке спортсменов высокого класса является использование современных научных технологий в спортивных тренировках, а также постоянное совершенствование методики подготовки, и в стране остается серьезной проблемой развитие отечественной спортивной науки. Тренерско-преподавательский состав республики в большинстве своем работает по методикам, разработанным в «советский» период, не все владеют современными методами тренировок и восстановления спортсменов.
В Финляндии организации, занимающиеся спортивной наукой, имеют законодательно признанное право на прямое государственное финансирование. При этом не менее 20 % учебного времени подготовки специалистов в сфере физической культуры и спорта отводится научным изысканиям. Кроме того, государство поддерживает организацию любой формы собственности, где ведутся научные исследования в области спорта и физических упражнений.
В республике практически отсутствуют спортивные психологи, слабо развита медико-биологическая служба спорта, нет методик проведения физкультурно-оздоровительных и учебно-тренировочных занятий с населением различных возрастных групп и детско-юношеских спортивных школ по видам спорта.
Не прекращается отток физкультурных кадров в непрофильные им сферы деятельности. По всей стране на сегодня работают 1543 инструктора-методиста по спорту, из них 719 в сельской местности. При этом потребность в кадрах спортивных организаций составляет 962 единицы.
Как показывает практика, малая часть дипломированных специалистов по физической культуре и спорту выбирают работу в общеобразовательных школах, ДЮСШ, детских садах, других физкультурно-спортивных учреждениях, что является следствием низкой заработной платы и отсутствием социальной гарантии указанной категории специалистов.
Таким образом, учитывая возрастающую конкуренцию спортсменов, быстро изменяющиеся требования международных спортивных организаций, необходимо внедрение новых подходов в организации учебно-тренировочного процесса с учетом, постоянного совершенствования форм и методов подготовки спортсменов, дальнейшего развития системы воспитания спортсменов республики от новичка до мастера международного класса. Об этом свидетельствует также международный опыт и законодательство, указывающее на то, что обучение, обеспечение кадрами и управление в области физической культуры и спорта должны обеспечиваться квалифицированным персоналом.
К примеру, в Китае существуют три пути получения диплома преподавателя физической культуры или тренера:
1. После 12-летнего обучения в общеобразовательной школе следует 4-годичное обучение в высшем спортивном учебном заведении. В этом случае получают диплом с квалификацией-учитель школы».
2. Диплом тренера высшей квалификации получают после 12 лет обучения в общеобразовательной школе, четырех лет в высшем учебном заведении и двух лет специальной подготовки по видам спорта.
3. Разрешение на тренерскую работу на всех уровнях получают только специалисты, обучавшиеся в течение девяти лет в общеобразовательной школе на базе спортивного интерната с обязательным членством в прошлом в сборной города или провинции или национальной сборной.
В Финляндии подготовка специалистов и преподавателей для спорта ведется в 11 физкультурно-спортивных центрах и учебных заведениях. Крупнейший Институт спорта и физического воспитания Виерумяки имеет хороший спортивный центр, в основе его деятельности заложена бизнес-идея: «развивать, производить, продавать». Центр располагает хорошо развитой инфраструктурой, причем штатных сотрудников в центре 11 человек и порядка 800 внештатных, привлекаемых по мере необходимости в течение года. Система подготовки и обучения спортивных специалистов предусматривает 3 – 4 года. Часть своих затрат центр покрывает за счет бюджета Министерства образования, причем дотации государства составляют всего 10 %, на зарплату персонала расходуется порядка 38 % от дохода.
Физическая культура и спорт являются мощным оздоровительным фактором, средством повышения физических возможностей человека, решающим многие социально-экономические вопросы: объединение общества, отвлечение молодежи от пагубных привычек, профилактика заболеваний, повышение качества жизни и ее продолжительности. Анализ развития спорта в США и других странах мира показывает, что активная позиция населения по отношению к спорту формируется вследствие хорошей пропаганды СМИ. Именно от СМИ, и в первую очередь от телевидения, зависит популяризация видов спорта, а занятия физкультурно-спортивной деятельностью рассматриваются как неотъемлемая часть культуры жизнедеятельности.
За последние десятилетия научно-информационные ресурсы в области физической культуры и спорта стали занимать ведущие места по значимости. Международные эксперты, данные ресурсы подразделяют на две категории - пропаганда здорового образа жизни и информационно-научное сопровождение работы тренера и другого спортивного персонала. Такое подразделение отражается на деятельности ведущих зарубежных спортивных научно-информационных организаций.
В Германии особое место занимает пропаганда спорта для всех, осуществляемая посредством различных кампаний и программ. Следует особо подчеркнуть, что все проекты сопровождаются значительной финансовой поддержкой. В результате за двадцать лет количество клубов выросло с 40 до 80 тыс., количество занимающихся с 10 млн. до 21 млн. граждан, число людей, регулярно занимающихся физическими упражнениями, выросло с 21 млн. до 36 млн., т.е. охват массовым спортом населения превысил 60 %.
В большинстве государств предпринимательство составляет значительный финансовый ресурс спорта для всех. Однако здесь следует подчеркнуть следующий аспект. В силу высокой капиталоемкости спортивных услуг создания коммерческой организации в данной отрасли требует высокого первоначального капитала. Поэтому без поддержки государственных и местных органов ресурсы предпринимательства будут ориентированы на обеспечение потребностей в занятиях спортом высокодоходных слоев населения, тогда как такие секторы, как дети, средний класс, пенсионеры и т.д., не будут иметь возможности заниматься физической активностью. За счет прямого или косвенного государственного участия в деятельности спортивных коммерческих организаций за рубежом данная проблема нивелирована.
Для обеспечения развития спортивной деятельности в республике необходимо предусмотреть меры государственной поддержки для создания производства спортивного инвентаря и оборудования, строительства и реконструкции частных спортивных сооружений, а также развития спонсорства и благотворительности в данной сфере.
4. Цель, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов
реализации Программы
Цель: устойчивое развитие физической культуры и спорта в Республике Казахстан.
Целевые индикаторы:
Увеличение охвата граждан, занимающихся физической культурой и спортом с 17,4 % в 2010 году до 25 % в 2015 году. Источник информации: Административный учет, ведомственные статистические данные.
Увеличение охвата детей и подростков, занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности детей и подростков с 9,5 % в 2010 году до 12 % в 2015 году. Источник информации: Административный учет, ведомственные статистические данные.
По итогам выступлений на летних Олимпийских играх 2012 года в рейтинге неофициального общекомандного зачета Международного Олимпийского комитета Казахстан займет 28 место (в 2008 году – 29 место). Источник информации: Официальные данные национального олимпийского комитета Республики Казахстан.
По итогам выступлений на зимних Олимпийских играх 2014 года в рейтинге неофициального общекомандного зачета Международного Олимпийского комитета Казахстан займет 23 место (в 2010 году – 24 место). Источник информации: Официальные данные национального олимпийского комитета Республики Казахстан.
Задачи:
развитие массового спорта;
развитие спорта высших достижений;
совершенствование системы подготовки кадрового потенциала отрасли.
По итогам реализации первой задачи будут достигнуты следующие показатели:
доля школьников, охваченных спортивными секциями, составит в 2011 – 22,0 %, в 2012 году – 22,5 %, в 2013 году – 23,0 %, в 2014 году – 24,0 %, в 2015 году – 25 %;
в том числе в сельской местности составит в 2011 – 31,7 %, в 2012 году – 32,0 %, в 2013 году – 32,5 %, в 2014 году – 33,0 %, в 2015 году – 33,5 %;
доля студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, от общей численности студентов в 2011 году – 24,0 %, в 2012 году – 25,5 %, в 2013 году – 26,5 %, в 2014 году – 27,5 %, в 2015 году – 28,5 %;
доля инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, от общей численности инвалидов в 2011 году – 7,0 %, в 2012 году – 7,5 %, в 2013 году – 8,0 %, в 2014 году – 8,5 %, в 2015 году – 9,0 %;
доля граждан, занимающихся физической культурой и спортом, по месту работы (работодателем), возрастет в 2013 году на 6,2 % (1 млн. чел.), в 2015 году – на 9,0 % (1,5 млн. чел.);
количество граждан, принявших участие в спортивно-массовых мероприятиях в 2011 году – 3,5 млн. чел, в 2012 году – 3,7 млн.чел, в 2013 году – 3,9 млн. чел, в 2014 году – 4,2 млн. чел, в 2015 году – 4,5 млн. чел.
По итогам реализации второй задачи будут достигнуты следующие показатели:
доля числа мастеров спорта международного класса от общего количества квалифицированных спортсменов (мастер спорта) в 2011 году – 15,0 %, в 2012 году – 20,0 %, в 2013 году – 25,0 %, в 2014 году – 28,0 %, в 2015 году – 34 %;
количество завоеванных медалей в комплексных спортивных мероприятиях, чемпионатах мира, кубках мира, чемпионатах Азии и на международных турнирах в 2011 году – 671, в 2012 году – 665, в 2013 году – 697, в 2014 году – 712, в 2015 году – 717.
По итогам реализации третьей задачи будут достигнуты следующие показатели:
доля тренеров-преподавателей, прошедших повышение квалификации составит в 2011 году – 5 %, в 2012 году – 6 %, в 2013 году – 7 %, в 2014 году – 8 %, в 2015 году – 10 %;
дефицит кадров в спортивных организациях снизится 2013 года до 15 %, по итогам 2015 года до 10 %.
Государственные органы и организации, ответственные за достижение целей, целевых индикаторов, задач, показателей результатов:
Министерство туризма и спорта Республики Казахстан – координатор, разработчик Программы;
министерства образования и науки, связи и информации, сельского хозяйства, здравоохранения, финансов, акиматы областей г.г. Астаны и Алматы.
Источники информации: официальные данные Национального Олимпийского комитета Республики Казахстан, административный учет, ведомственные статистические данные.
5. Этапы реализации Программы
5.1 Этапы реализации Программы: 2011 – 2015 годы.
5.2. Меры по реализации Программы.
1. Развитие массового спорта:
1) привлечение к занятиям физической культурой и спортом детей, подростков, молодежи и взрослого населения предлагается реализовать путем:
расширения сети доступных спортивных секций и клубов по видам спорта для детей, подростков и молодежи, в том числе в сельской местности;
открытия детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) и спортивных клубов в регионах;
оснащения дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, лицеев и колледжей современным спортивным оборудованием и инвентарем, в том числе в сельской местности;
создания региональных центров (клубов) спортивно-массовой работы;
создания детских дворовых (подростковых) клубов в регионах;
создания отделений и клубов по зимним видам спорта;
восстановления лыжных баз в организациях образования;
продолжения работы спортивных обществ «Жас сункар» (клуб) – для учащихся технического и профессионального образования; «Сункар» – для студентов высших учебных заведений, «Ел Ќайраты» – для сельского населения;
проведения физкультурно-массовых и оздоровительных мероприятий по здоровому образу жизни и массовому спорту;
принятия меры по использованию во внеурочное и вечернее время спортивных объектов учебных заведений с целью проведения спортивных мероприятий (секций, групп здоровья и др.) среди населения;
увеличения количества физкультурно-массовых и оздоровительных мероприятий для лиц с ограниченными возможностями;
вовлечения неправительственных организаций к проведению спортивных мероприятий для лиц с ограниченными возможностями;
создания РГКП «Республиканский центр по инвалидному спорту»;
проведения отраслевых спартакиад по летним и зимним видам спорта;
2) формирование здорового образа жизни предлагается реализовать путем:
разработки республиканского и территориальных (областных, городских) медиа-планов по пропаганде спорта;
использования потенциала спортивных объектов, построенных для проведения 7-х Азиатских игр 2011 года в городах Астана и Алматы для развития массового спорта;
регламентации деятельности спортивных клубов;
обеспечения функционирования детско-юношеских спортивных учреждений.
2. Развитие спорта высших достижений.
Реализация данной задачи будет осуществляться путем:
обеспечения материально-технической базой спортивных школ, школ-интернатов для одаренных в спорте детей по подготовке спортсменов;
обеспечения функционирования республиканских школ высшего спортивного мастерства и центров олимпийской подготовки;
развития сети школ-интернатов для одаренных в спорте детей в Актюбинской и Мангистауской областях;
обеспечения подготовки спортсменов-членов национальных сборных команд и спортивного резерва для достижения высоких спортивных результатов;
обеспечения государственной социальной поддержкой заслуженных спортсменов и тренеров;
проведение международных соревнований по зимним и летним видам спорта, в том числе на спортивных объектах Азиады;
строительство и реконструкция спортивных объектов в регионах;
внедрения принципов, государственного частного партнерства в области спортивной инфраструктуры;
подготовки и участие в летних и зимних Олимпийских, Азиатских играх, на международных соревнованиях по видам спорта.
3. Подготовка кадрового потенциала отрасли.
Реализация данной задачи будет осуществляться путем:
организации повышения квалификации и переподготовки, профессиональных тренерско-преподавательских кадров;
разработки профессиональных стандартов для спортивных кадров на уровне профессионального технического и высшего образования;
обучения за рубежом юниоров, тренеров по футболу;
путем реорганизации школ-интернатов для одаренных в спорте детей в профессионально-технические колледжи.
6. Необходимые ресурсы
Финансирование отраслевой Программы будет осуществляться за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
Всего на реализацию Программы в 2011 – 2015 годах потребуется 108111849,1 тыс. тенге:
из республиканского бюджета: 97459911,1 тыс. тенге; в том числе в 2011 г. – 13246100,0 тыс. тенге; в 2012 г. – 22444594,0 тыс. тенге; в 2013 г. – 32650219,0 тыс. тенге; в 2014 г. – 29118998,1 тыс. тенге;
из местных бюджетов: 10 651938 тыс. тенге; в том числе в 2011 г. – 2854744 тыс. тенге; в 2012 г. – 2505941 тыс. тенге; в 2013 г. – 2683789 тыс. тенге; в 2014 г. – 2 607 464 тыс. тенге.
Приложение 1
к Программе развития физической
культуры и спорта в Республике
Казахстан на 2011 – 2015 годы
7. План мероприятий
по реализации отраслевой Программы по развитию физической
культуры и спорта в Республике Казахстан на 2011 – 2015 годы
№ |
Мероприятия |
Форма |
Ответственные |
Сроки исполнения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Формирование здорового образа жизни |
||||
1 |
Разработка республиканских |
Совместный |
МТС, МСИ, |
2012 год |
2 |
Использование потенциала |
Информация в |
МТС, |
Декабрь 2012 год |
3 |
Регламентация деятельности |
Приказ |
МТС |
2011 год |
|
2. Развитие массового спорта и спорта высших достижений |
|||
4 |
Увлечение сети ДЮСШ, |
Информация в |
Акимы |
Ежегодно декабрь |
5 |
Создание 3-х региональных |
Информация в |
Акимы |
2012-2015 годы |
6 |
Создание РГКП |
Постановление |
МТС |
2014 год декабрь |
7 |
Увлечение сети доступных |
Информация в |
Акимы |
Декабрь ежегодно |
8 |
Открытие 3-х отделений и |
Информация в |
Акимы |
2012-2013 годы |
9 |
Обеспечение 626 дошкольных |
Информация в |
Акимы |
Ежегодно |
10 |
Восстановление сети 72-х |
Информация |
Акимы |
Ежегодно |
11 |
Продолжение работы |
Информация |
МОН, МСХ, |
Ежегодно декабрь |
12 |
Принятие мер по |
Информация в |
Акимы областей, |
2012 год декабрь |
13 |
Обеспечение организации |
Информация в |
Акимы областей, |
Ежегодно декабрь |
14 |
Проведение 80-и спортивных |
Информация в |
Акимы |
Ежегодно декабрь |
15 |
Проведение 21-го |
|
МТС, акимы |
Ежегодно декабрь |
16 |
Подготовка и проведение 354 |
Информация в |
МТС, акимы |
Ежегодно декабрь |
17 |
Присуждение 3-х премий |
Информация в |
МТС |
Ежегодно декабрь |
18 |
Обеспечение подготовки |
Информация в |
МТС, акимы |
Ежегодно декабрь |
19 |
Обеспечение |
Информация в |
МТС |
Ежегодно декабрь |
20 |
Обеспечение |
Информация в |
МТС |
Ежегодно декабрь |
21 |
Проведение диспансеризации |
Информация в |
МТС |
Ежегодно декабрь |
22 |
Обеспечение проведения |
Информация в |
МТС |
Ежегодно декабрь |
23 |
Обеспечение |
Информация в |
МТС |
2011 - 2015 годы |
24 |
Обеспечение |
Информация в |
МТС |
Ежегодно декабрь |
25 |
Обеспечение государственной |
Информация в |
МТС |
Ежегодно декабрь |
26 |
Увеличение сети |
Информация в |
Акимы |
2012-2013 годы |
27 |
Реорганизация 4-х |
Информация в |
МТС |
2012 год, ежегодно |
28 |
Укрепление |
Информация в |
МТС |
ежегодно декабрь |
29 |
Создание и обеспечение |
Информация в |
МТС |
2012 год, ежегодно |
30 |
Проведение комплексных |
Информация в |
МТС |
2011-2015 годы |
31 |
Реализация |
Информация в |
МТС |
2012-2015 годы |
32 |
Повсеместное проведение не |
Информация |
Акимы |
Ежегодно декабрь |
33 |
Проведение конкурса |
Информация в |
МТС |
2011-2015 годы |
3. Развитие инфраструктуры физической культуры и спорта |
||||
34 |
Создание 5-и детских |
Решения |
Акимы |
Июнь |
35 |
Строительство |
Акт ввода в |
МТС РК, акимат |
2011-2014 декабрь |
36 |
Строительство |
Акт ввода в |
МТС, акимат |
2012-2013 декабрь |
37 |
Строительство |
Акт ввода в |
МТС, акимат |
2011-2015 декабрь |
38 |
Реконструкция |
Акт ввода в |
МТС, акимат |
2011-2012 декабрь |
39 |
Реконструкция высокогорного |
Акт ввода в |
Акимат города |
2011-2012 декабрь |
40 |
Реконструкция дворца спорта |
Акт ввода в |
МТС |
2011 декабрь |
41 |
Строительство |
Акт ввода в |
Акимат города |
2011-2015 декабрь |
42 |
Строительство лыжной базы в |
Информация в |
Аким |
2012 год декабрь |
43 |
Внедрение принципов, |
Информация в |
МТС |
2014 год |
4. Повышение кадрового потенциала |
||||
44 |
Повышение квалификации и |
Информация в |
МТС, Аким |
2012-2015 декабрь |
45 |
Обучение спортсменов в |
Информация в |
МТС |
2012-2015 декабрь |
46 |
Рассмотрение законопроекта |
Решение МВК |
МТС, МЮ |
2013 год декабрь |
47 |
Проведение опроса на сайте |
Информация в |
Акимы областей, |
Ежегодно январь |
48 |
Разработка профессиональных |
Профессиональ- |
МТС, МОН |
2012-2013 годы |
|
|
|
Республиканский бюджет |
|
|
|
|
Местный бюджет |
Продолжение таблицы
Предполагаемые расходы |
Источник |
№ бюджетной |
||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
1. Формирование здорового образа жизни |
||||||
Не требуется |
|
|
||||
Не требуется |
|
|
||||
Не требуется |
|
|
||||
2. Развитие массового спорта и спорта высших достижений |
||||||
1774471 |
1309995 |
1380499 |
1456706 |
|
МБ |
|
131808 |
141049 |
200948 |
161503 |
|
МБ |
|
|
|
|
129 106,0 |
|
РБ |
006 «Поддержка |
15389 |
26843 |
26397 |
36151 |
|
МБ |
|
500 |
1000 |
46251 |
6584 |
|
МБ |
|
127173 |
157376 |
173795 |
174942 |
|
МБ |
|
28675 |
15000 |
|
25000 |
|
МБ |
|
Не требуется |
|
|
||||
Не требуется |
|
|
||||
В пределах выделенных средств |
МБ |
|
||||
31348 |
33359 |
35890 |
37849 |
|
МБ |
|
111331,0 |
69 489,0 |
21 540,0 |
23 048,0 |
|
РБ |
006 «Поддержка |
62746,0 |
65591,0 |
68739,0 |
72106,0 |
|
РБ |
006 «Поддержка |
247,0 |
255,0 |
273,0 |
292,0 |
|
РБ |
006 «Поддержка |
3458587,0 |
3673827,0 |
38609 97,0 |
4045254,0 |
|
РБ |
012 «Развитие спорта |
364196,0 |
390554,0 |
405354,0 |
417585,0 |
|
РБ |
012 «Развитие спорта |
1658804,0 |
1888566,0 |
1984403,0 |
2101851,0 |
|
РБ |
012 «Развитие спорта |
228735,0 |
227322,0 |
244338,0 |
261441,0 |
|
РБ |
012 «Развитие спорта |
115000,0 |
129689,0 |
136067,0 |
152892,0 |
|
РБ |
012 «Развитие спорта |
1392540,0 |
1340949,0 |
1375567,0 |
1559892,0 |
|
РБ |
012 «Развитие спорта |
80000,0 |
80000,0 |
80000,0 |
80000,0 |
|
РБ |
012«Развитие спорта |
47900,0 |
52 731,0 |
56 410,0 |
60 346,0 |
|
РБ |
012 «Развитие спорта |
|
80000 |
120000 |
|
|
МБ |
|
1736146,0 |
1972738,0 |
2206813,0 |
2321113,0 |
|
РБ |
003 «Обучение и |
49100,0 |
254205,0 |
49120,0 |
50418,0 |
|
РБ |
015 «Капитальные |
|
56 415,0 |
62 489,0 |
67 489,0 |
|
РБ |
012 «Развитие спорта |
475221,0 |
470461,0 |
503393,3 |
440301,0 |
|
РБ |
012 «Развитие спорта |
28494,0 |
29 079,0 |
29 079,0 |
29 079,0 |
|
РБ |
06 «Поддержка |
208084 |
152120 |
101035 |
107864,9 |
|
МБ |
|
4 420,0 |
3 010,0 |
3 220,7 |
3 446,1 |
|
РБ |
012 «Развитие спорта |
3. Развитие инфраструктуры физической культуры и спорта |
||||||
8942 |
8727 |
16174 |
15894 |
|
МБ |
|
300 000,0 |
3190853,0 |
6802 977,0 |
6955 390,0 |
|
РБ |
110 «Бюджетные |
|
1035685,0 |
6862294,0 |
|
|
РБ |
110 «Бюджетные |
200 000,0 |
4108850,0 |
7301288,0 |
9731166,0 |
|
РБ |
110 «Бюджетные |
190619,0 |
190618,0 |
|
|
|
РБ |
005 «Бюджетные |
442487,0 |
673987,0 |
|
|
|
РБ |
110 «Целевые |
1 833 530 |
|
|
|
|
|
029 Увеличение |
100 000,0 |
2100000,0 |
100 000,0 |
100 000,0 |
|
РБ |
009 - «Целевые |
|
|
110 000 |
|
|
МБ |
|
Не требуется |
|
|
||||
4. Повышение кадрового потенциала |
||||||
500000 |
10 866,0 |
10 866,0 |
10 866,0 |
|
РБ |
027 «Повышение |
84950,0 |
85 238,0 |
85 238,0 |
85 238,0 |
|
РБ |
012 «Развитие спорта |
|
|
|
|
|
|
|
Не требуется |
|
|
||||
Не требуется |
|
|
||||
В рамках проекта с Всемирным банком «Модернизация |
|
|
||||
2011 г. – 13246100,0 тыс. тенге |
||||||
2011 г. – 2854744 тыс. тенге |
Приложение 2
к Программе развития физической
культуры и спорта в Республике
Казахстан на 2011 – 2015 годы
Основные инвестиционные проекты в отрасли
Наименование |
Мероприятия |
Цель |
Наличие |
1 |
2 |
3 |
4 |
Строительство |
Строительство |
Обеспечение |
Утверждено приказом |
Строительство |
Строительство |
Обеспечение |
Утверждено приказом |
Строительство |
Строительство |
Обеспечение |
Утверждено приказом |
Реконструкция |
Реконструкция |
Привлечение к занятиям |
Утверждено приказом МТС |
Реконструкция |
Реконструкция |
Обеспечение |
Утверждено приказом |
Строительство |
Строительство |
Обеспечение |
Утверждено приказом |
Реконструкция |
Реконструкция дворца |
Обеспечение |
Утверждено приказом |
Продолжение таблицы
Рекомендуемое |
Начало |
Окончание |
Ответственный |
Объем |
Источники |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Алматинская |
2004 |
2014 |
МТС, акимат |
35 372,9 |
РБ |
в городе |
2005 |
2013 |
МТС, акимат |
15 244,6 |
РБ |
в городе |
2008 |
2014 |
МТС, акимат |
23 236,3 |
РБ |
в городе |
2008 |
2012 |
МТС, акимат |
394,7 |
РБ |
в городе |
2007 |
2012 |
Акимат города |
10 260,8 |
РБ |
в городе |
2006 |
2014 |
Акимат города |
25 197,1 |
РБ |
в городе |
2007 |
2011 |
МТС |
31938,3 |
РБ |
Приложение 3
к Программе развития физической
культуры и спорта в Республике Казахстан
на 2011 – 2015 годы
Краткая информация
отраслевой Программы по развитию физической культуры и спорта в
Республике Казахстан на 2011 – 2015 годы
1.
№ |
Программа по развитию физической |
Межведомственное взаимодействие |
|
Наименование государственного органа, |
Список организаций и |
2.
№ |
Перечень ключевых проблем |
|
Не сформированы механизмы государственно-частного партнерства, а также |
3.
№ |
Цель |
Целевые индикаторы |
|
Устойчивое развитие физической |
Увеличение охвата граждан, занимающихся физической |
4.
№ |
Ключевые мероприятия (по |
Показатели задач |
|
Развитие массового спорта. |
- доля школьников, охваченных спортивными секциями, |
|
Развитие спорта высших |
- доля числа мастеров спорта международного класса, |
|
Совершенствование системы |
- доля тренеров - преподавателей, прошедших |
5.
№ |
Необходимые ресурсы |
|
|
Описание ресурсов |
Источники |
|
Всего на реализацию Программы в |
Республиканский: |