Современное пятиборье у нас в стране имеет богатые традиции. Самый большой успех в этом виде спорта в Казахстане связывают с Александром Парыгином, который завоевал золотую медаль Олимпиады-96 в Атланте. И вот спустя 15 лет на отечественном небосклоне современного пятиборья зажглась новая звездочка в лице Павла Ильяшенко, который уже успел заявить о себе на международной арене.

Досье «PROСПОРТ»

Павел Ильяшенко – пятиборец, входящий в сборную Казахстана

Дата и место рождения: 23.06.1990, Уфа (Россия)

Достижения: Серебряный призер юниорского чемпионата мира в Аргентине (2011), победитель чемпионата Казахстана 2011 года среди юниоров, серебряный призер чемпионата Казахстана 2010 года среди взрослых, 9-ое место на чемпионате Азии в Ченду (Китай) в 2011 году, 11-ое место на чемпионате мира в Москве в 2011 году.

- Что значит для вас серебряная медаль юниорского чемпионата мира?
– Это мой большой успех в спорте. Я долго к этому шел, и вот это свершилось.

– Вспомните, что чувствовали в тот момент, когда стояли на пьедестале почета?
– Гордость за себя, за страну, было чувство выполненного долга. Кроме того, я доказал самому себе, что могу побеждать на крупных международных соревнованиях.

– Расскажите о ваших соперниках в Аргентине.
– Британец Джеймс Кук, который занял первое место, очень быстро плавает. В его активе есть мировой рекорд. Он проплыл так, как никто в мире из пятиборцев не может. Джеймс действительно показал технику настоящего пловца. Я вообще не представляю, как так можно быстро плыть. Его даже чистые пловцы ставят в пример из-за очень хорошей техники. Меня так никто никогда плавать не учил.

– Двадцать очков, которых вам не хватило до первого место – это в пятиборье считается много или мало?
– Это очень мало. Их можно сравнить с парой секунд в плавании, или один штрафной повал на коне, или один укол в фехтовании.

– А что касается немца Александра Нобиса, который отстал от вас на четыре балла?
– Это одна секунда в беге. Ему было проще, он меня видел, а я его нет. Если бы немец меня догнал, еще не факт, что смог бы обойти.

– Вам помимо плавания нужно во всех остальных видах выступать на одном уровне, чтобы завоевывать медали?
– Конечно. Вот, например, китаец Дживей Лю стартовал не очень хорошо. После первого вида он занимал только 33 место, но в плавании догнал меня, компенсируя свое плохое фехтование.

– Сколько лет вы уже занимаетесь современным пятиборьем?
– Я тренируюсь уже 12 лет. Сначала я занимался плаванием с 10 до 12 лет. В это же время я участвовал в двоеборье, где нужно было пробежать километр и проплыть сто метров. Тогда уже неплохо выступал и подавал надежды, попадая в сборную России.

– Какой из пяти видов ваш самый любимый?
– Плавание я не очень люблю. Стрельба иногда идет не так, как ты хочешь, и с этим ничего не можешь поделать, даже тренер не может помочь. Мне проще пробежать, потерпеть. Так что, наверное, все же я больше предпочитаю бег.

– Не так давно ввели в пятиборье лазерное оружие. Этот факт существенно сказывается на результатах?
– Раньше можно было сразу понять, когда стреляешь с десяти метров, сколько ты набирал очков. С мишеней все подсчитывалось, был какой-то результат. Сейчас же стрельба не имеет никакого значения. И то, чему ты учился до этого, уже не нужно. Просто надо быстро поднимать руку. Теперь нет никакой техники стрельбы, все зависит от скорости. Я думаю, это уже нельзя назвать стрельбой.

– В этом году вы участвовали в чемпионате Азии, где заняли девятое место. Насколько тяжело было конкурировать с японскими, корейскими, китайскими спортсменами?
– Я считаю, если бы мы тренировались с этим лазерным оружием хотя бы месяца два, то мы были бы в тройке. Рустем Сабирхузин и я, мне кажется, заняли бы первое и третье место. А так как у нас не было времени на подготовку, мы получили лазер за три дня до соревнования, в первый раз в руки взяли его и не представляли до этого, как можно из него стрелять. Конечно, нам было сложнее, чем им. Только бегом смогли как-то компенсировать свои неудачи в стрельбе.

– На тех же соревнованиях вы принимали участие в эстафете, где смогли войти в тройку сильнейших. Где выступать сложнее – в личных или командных соревнованиях?
– На самом деле тяжело выступать и там, и там. Просто в эстафете идет командная борьба, и уже настраиваешься вместе с партнерами.

– Для вас что было бы предпочтительнее – выиграть личную золотую медаль или в команде?
– Выиграть личное, конечно, предпочтительнее. Но и командное тоже очень приятно было бы.

– В сентябре вы выступали на взрослом чемпионате мира в Москве. Какой там уровень спортсменов? Сильно ли мы им уступаем?
– Мне кажется, отстаем немного, но это дело времени. Мы в Казахстане недавно, еще года нет, как мы тренируемся здесь. Но у нас уже появилась возможность выступать на мировом уровне, и мне кажется, что мы можем биться с ними на равных. Главное, чтобы мы больше ездили на международные соревнования, и федерация шла нам на встречу.

- В Москве вы заняли одиннадцатую позиции в личных состязаниях, это соответствует вашему уровню на сегодняшний момент?

- Это место абсолютно соответствует моему уровню на данный момент.

- До этого вы в России тренировались?

- Я родился в России и тренировался там.

- Россияне на своем домашнем чемпионате мира завоевали первые два места. Раньше они были ваши партнеры по команде или вы их вообще не знаете?

- Я их знаю. Но я моложе их и впервые выступал на взрослом чемпионате мира.

– Если посмотреть на ваши результаты со всех соревнований в этом году, вы чувствовали, что успех взойти на пьедестал почета уже где-то рядом?
– Чувствовал. Я ждал, был готов. Думал, чего мне не хватает. В итоге все пришло само собой. И мне кажется, я заслужил право оказаться на пьедестале почета. Много тренировался и знал, что мне все по плечу.

– Расскажите о ваших ближайших планах.
– Отобраться на Олимпийские игры в Лондон. Мое первое выступление на чемпионате мира дало уже половину успеха. Набраны важные очки в личный зачет.

– А в целом чего бы вы хотели добиться в спорте?
– Конечно же, стать олимпийским чемпионом. Мне кажется, это главная цель любого спортсмена.

- После первой золотой медали, хочется стать двукратным, трехкратным ее обладателем…

Наверное, да. После того как ты занимаешь первое место, тебе не хочется потом кому-то проигрывать, потому что ты их всех уже обходил до этого. Ты стремился до этого взойти наверх, где не был никогда, не выигрывал ничего, а когда стал первым, то трудно защитить свой успех.

– Можете вспомнить какой-нибудь курьезный случай, который случился с вами в современном пятиборье. Возможно, вы как-то неудачно упали с лошади?
– Я бы не хотел рассказывать об этом (смеется), потому что если не говоришь, то ты не падаешь. А если будешь говорить, что никогда не падаешь с коня, уверенно держишься, то обязательно упадешь. А так я научился ездить верхом в Уфе, где была хорошая школа. Лошади нужно очень постараться, чтобы меня скинуть. Я лучше сяду ей на голову, но никогда не упаду. Еще у нас есть такая традиция: если ты упал с лошади, ты должен принести тортик, чтобы задобрить всех и не падать впредь.

– У вас лично есть любимая лошадь, на которой вы предпочитаете тренироваться?
– У меня нет определенной лошади, которую очень люблю. Они мне все нравятся, я никого не обижаю лишний раз (смеется). Не выделяю одного какого-то скакуна, они все хорошие. Моя маленькая любовь есть к каждой лошади.